baner
baner
baner
baner
baner
baner
baner
baner

Верховной Радой в конце прошлого года принят Закон № 71 – Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VІІІ., который вступил в силу уже с 1 января 2015 года.

Законом предусмотрено сокращение налогов и сборов. Из них некоторые были ликвидированы, другие – объединены под одним названием, есть и вообще новые.

С 1 января 2015 года в связи со вступлением в силу Закона № 71 сократилось количество налогов и сборов, определенных в НКУ. Теперь они следующие:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. акцизный налог;
  5. экологический налог;
  6. рентная плата;
  7. пошлина;
  8. налог на имущество;
  9. единый налог;
  10. сбор за места для парковки транспортных средств;
  11. туристический сбор.

          Кроме того, продлено действие временно введенного военного сбора.

          Также с 01.01.2015 г. временно, до 1 января 2016 г., вводится сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

C 1 января 2015 года уже нет фиксированного сельскохозяйственного налога; сбора за первую регистрацию транспортного средства; сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию; сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (торговый патент).

           Вместо этого расширены объекты налогообложения и увеличены ставки акцизного налога. Теперь акцизом облагается, в частности, поставка электрической энергии. Сельскохозяйственные товаропроизводители теперь должны уплачивать единый налог, а не фиксированный сельскохозяйственный налог. Введен новый налог – транспортный, являющийся составляющей налога на имущество.

Налог на имущество

С 1 января 2015 г. введен налог на имущество, который состоит из:

— налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (п. 265.1.1 НКУ);

— транспортного налога (п. 265.1.2 НКУ);

— платы за землю (земельного налога и арендной платы) (п. 265.1.3 НКУ).

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

Этот налог был кардинально изменен (ст. 266 НКУ). Теперь налог на недвижимость придется уплачивать почти всем.

Итак, изменения следующие.

 

  1. С 1 января 2015 года облагается налогом, кроме жилой недвижимости, также нежилая недвижимость (п. 266.1.1 НКУ).

В связи с этим п. 14.1.129 НКУ дополнен перечнем объектов, относящихся к нежилой недвижимости (п. 14.1.1291 НКУ). Это здания гостиничные, офисные, торговые, а также гаражи, крытые автостоянки, склады, сараи, хлева, летные кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т. п.

 

  1. Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей (пп. 266.3.1 НКУ).

 

  1. Значительно сократился размер льготы, которая предоставляется для физических лиц по уплате налога на объект/объекты жилой недвижимости, в том числе их долей. Теперь такая льгота предоставляется:

а) для квартиры/квартир независимо от их количества – на 60 кв. метров;

б) для жилого дома/домов независимо от их количества – на 120 кв. метров;

в) для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их долей), – на 180 кв. метров.

Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый налоговый (отчетный) период (год).

При этом предоставлено право сельским, поселковым, городским советам увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения.

 

  1. Как и ранее, предусмотрено, что если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких человек, плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

 

Если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц и поделен между ними в натуре, плательщиком налога является каждое из этих лиц за принадлежащую ему долю.

Если такой объект не поделен в натуре, налогоплательщиком является одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом (пп. 266.1.2 НКУ).

 

  1. Теперь размер ставки налога не зависит от общей площади недвижимости, которой владеет физическое или юридическое лицо.

Для физлиц и юрлиц ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в размере, не превышающем 2 % размера минимальной заработной платы за 1 кв. метр базы налогообложения (в 2015 году максимальная ставка – 24,36 грн. за 1 кв. метр).

При этом установлено, что на 2015 год ставки налога для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, не могут превышать 1 % минимальной заработной платы за 1 кв. метр для объектов нежилой недвижимости (п. 33 подраздела 10 НКУ).

  1. Дополнен перечень объектов недвижимости, не облагающейся налогом на недвижимое имущество (пп. 266.2.2 НКУ). Так, не облагается, в частности, нежилая недвижимость, используемая в аграрном секторе, промышленности, МАФы и киоски, являющиеся субъектами малого бизнеса, а также рынки.

При этом исключены из этого перечня дачные и садовые дома, поскольку они с 1 января 2015 года подлежат налогообложению.

 

Транспортный налог

 

Транспортный налог – новый налог, которого до этого времени не было. Он регулируется ст. 267 НКУ.

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили,  которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

Ставка налога устанавливается из расчета на календарный год в размере 25000 гривен за каждый легковой автомобиль (п. 267.4 НКУ).

Базовый налоговый (отчетный) период для уплаты налога равен календарному году.

С транспорта физических лиц исчисление суммы налога осуществляется контролирующим органом по месту регистрации налогоплательщика, по результатам которого до 1 июля отчетного года налогоплательщику направляется налоговое уведомление-решение об уплате налога (пп. 267.6.1, 267.6.2 НКУ).

          Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года представляют контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально (пп. 267.6.4 НКУ).

Земельный налог и арендная плата

Земельный налог, как и ранее, регулируется ст. 269 – 287 НКУ, арендная плата – ст. 288 НКУ.

Увеличена ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, с 1 % до 3 %, а для сельскохозяйственных угодий – с 0,03 % – 0,1 % до 1 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.1 НКУ).

За земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), ставка налога устанавливается в размере не более 12 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.2 НКУ).

За земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, ставка налога устанавливается в размере не более 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области (п. 277.1 НКУ).

Существенно сократился перечень льготников-юрлиц, освобожденных от уплаты земельного налога (п. 282.1 НКУ).

Так, согласно изменениям от уплаты земельного налога освобождаются:

1) санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;

2) общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью. Количество инвалидов, имеющих основное место работы на этих предприятиях, должно составлять не менее чем 50 % и фонд оплаты труда таких инвалидов – не менее чем 25 % суммы общих расходов на оплату труда;

3) базы олимпийской и паралимпийской подготовки.

При этом земельные участки религиозных организаций, которые также освобождались от уплаты земельного налога, теперь не являются объектом налогообложения согласно пп. 283.1.8 НКУ.

Что же касается других юрлиц, исключенных из перечня льготников, то теперь, судя по всему, они должны будут уплачивать земельный налог наравне со всеми плательщиками. Напомним, что в этот перечень входили заповедники, парки, ботанические сады, детсады, школы и т. п.

Кроме того, исключены из подраздела 8 р. XX НКУ пункты, временно освобождавшие от уплаты земельного налога субъекты самолетостроения, земельные участки которых непосредственно используются для целей производства конечной продукции, а именно: летательных аппаратов, их корпусов, двигателей, включая места, предназначенные для их хранения; субъекты кинематографии; субъекты судостроительной промышленности.

 

          Что касается арендной платы, то здесь произошли следующие изменения.

Теперь годовая сумма арендной платы для всех плательщиков:

— не может быть меньше 3 процентов нормативной денежной оценки (п. 288.5.1 НКУ);

— не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки (п. 288.5.2 НКУ).

Кстати, налог на имущество относится к местным налогам, а следовательно, теперь и плата за землю, как составляющая налога на имущество, относится к местным, а не к общегосударственным налогам, как это было ранее.

Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки платы за землю и льготы относительно земельного налога (п. 284.1 НКУ).

Акцизный налог

Дополнен перечень плательщиков акцизного налога.

Итак, теперь плательщиками акцизного налога также являются:

– лицо – субъект хозяйствования розничной торговли, осуществляющее реализацию подакцизных товаров (пп. 212.1.11 НКУ);

– оптовый поставщик электрической энергии (пп. 212.1.12 НКУ);

– производители электрической энергии, имеющие лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продающие ее вне оптового рынка электрической энергии (пп. 212.1.13 НКУ);

– лицо – владелец ввезенного на таможенную территорию Украины грузового транспортного средства, которое переоборудуется в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог (пп. 212.1.14 НКУ).

Подакцизными товарами теперь считаются не только спирт, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, нефтепродукты, сжиженный газ, автомобили легковые, прицепы и мотоциклы, а также:

— вещества, используемые как компоненты моторных топлив, топливо моторное альтернативное (абзац четвертый п. 215.1 НКУ);

— транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов (абзац пятый п. 215.1 НКУ);

— электрическая энергия (абзац шестой п. 215.1 НКУ).

Увеличены ставки акциза на некоторые табачные изделия, на нефтепродукты, сжиженный газ, на автомобили (п. 215.3 НКУ).

 

Введена ставка акцизного налога на:

– сжиженный газ природный в размере 6 евро за 1000 кг (пп. 215.3.4 НКУ);

– моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, в размере от 0,003 евро за 1 куб. см до 0,007 евро в зависимости от объема цилиндров двигателя (пп. 215.3.5 НКУ);

– моторные транспортные средства для перевозки грузов – в размере от 0,01 до 0,033 евро за 1 куб. см объема цилиндра двигателя (п. 215.3.52 НКУ);

          – розничную торговлю подакцизными товарами – в размере 5 % (ставка налога устанавливается по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах от стоимости с НДС (п. 215.3.10 НКУ);

— электрическую электроэнергию в размере 3,2 % (пп. 215.3.9 НКУ).

 

Экологический налог

С 1 января 2015 года не уплачивается экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения. При этом по результатам деятельности за последний период 2014 года такие плательщики должны представить декларацию (п. 27 подраздела 10 р. ХХ НКУ).

Остаются плательщиками эконалога субъекты хозяйствования, осуществляющие:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты; размещение отходов;

— образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

— временное хранение радиоактивных отходов их производителями свыше установленного особыми условиями лицензии срока.

Рентная плата

Введено новое понятие «рентная плата», которое объединяет ранее существующие рентные платежи.

Так, пп. 251.1 НКУ установлено, что рентная плата состоит из:

– рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

– рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

– рентной платы за специальное использование воды;

– рентной платы за специальное использование лесных ресурсов;

– рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины.

При этом для каждого вида рентной платы, как и ранее, отдельно выделены плательщики рентной платы, объект налогообложения, база налогообложения и ставки.

Увеличены ставки рентной платы за пользование недрами для добычи некоторых полезных ископаемых, в частности, нефти, конденсата, природного газа (п. 252.20 НКУ).

При этом предусмотрено поэтапное повышение ставки рентной платы за пользование недрами независимо от глубины добычи относительно договоров о совместной деятельности: I-й квартал 2015 года – 60 %, II-й квартал – 65 %, начиная с третьего квартала 2015 года – 70 % (подраздел 91 раздела XX НКУ).

Туристический сбор

Туристический сбор регулируется ст. 268 НКУ. Эта статья была изложена в новой редакции. При этом в обложении турсбором ничего не изменилось. Он, как и ранее, взимается в размере от 0,5 до 1 % стоимости проживания (за вычетом НДС) физических лиц, прибывших на территорию другой административно-территориальной единицы.

Сбор за места для парковки транспортных средств

Регулируется ст. 2681 НКУ (раньше регулировался ст. 266 НКУ). При этом порядок налогообложения и ставки сбора остались без изменений – за каждый день  осуществления деятельности по парковке ставка сбора составляет от 0,03 до 0,13 % минимальной зарплаты за 1 кв. метр земельного участка, отведенного для парковки.

Сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей

Согласно п. 117 раздела І Закона № 71 подраздел 10 р. XX НКУ дополнен п. 29, которым временно, до 1 января 2016 года, устанавливается сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

Этот сбор не новый. Раньше он был предусмотрен пп. 9.1.18 НКУ и регулировался гл. 4 р. XІV НКУ. Теперь переведен к временным налогам.

Порядок его налогообложения остался неизменным.

Так, плательщиками этого сбора являются субъекты хозяйствования и их обособленные подразделения, в том числе уполномоченные лица договоров простого общества, которые:

а) осуществляют деятельность по поставке природного газа потребителям на основании заключенных с ними договоров;

б) потребляют импортированный ими природный газ как топливо или сырье;

в) потребляют добытый ими природный газ как топливо или сырье.

Сбор взимается в размере 2 % на объемы природного газа, поставляемые для категорий потребителей, определенных в пп. 1.3.1 п. 29 подраздела 10 р. XX НКУ. На объемы природного газа, поставляемого для населения, сбор взимается в размере 4 %.

 

 

РРО: изменения — 2015

Галина Зубарь, главный редактор «Б&З», ЛІГА:ЗАКОН

Документ:

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII

Кому читать:

субъектам хозяйствования, осуществляющим операции в сфере торговли, общественного питания и услуг

Что произошло:

внесены изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР

Вступает в силу с 1 января 2015 года

Следует отметить, что благодаря Закону № 71 изменения затронули и сферы применения РРО, регулируемые Законом № 265. Итак, рассмотрим основные изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года.

 

          Так, изменилась ст. 3 Закона № 265.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности, для дальнейшего ее перевода обязаны:

<…>

2) выдавать лицу, получающему или возвращающему товар, получающему услугу или отказывающемуся от нее, включая те, заказ или оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции;

<…>

9) ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки в случае осуществления расчетных операций и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций <…>

(ст. 3 Закона № 265)

 

          Вместе с тем с 1 января 2015 года абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона № 265 изложен в редакции, предусмотренной Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5518-VI, учитывая изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 406-VII.

 

 

Итак, обновленными абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона № 265 предусмотрено:

1) субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

2) субъекты хозяйствования, использующие такие РРО, как электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг), и РРО, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, должны представлять в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, либо об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти указанных РРО.

 

Временно до 1 июля 2015 года субъекты хозяйствования освобождаются от санкций за нарушение требований Закона № 265 при предоставлении услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и удостоверенных печатью в установленном порядке; при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков с оформлением расчетных документов согласно нормативным актам НБУ, и операций коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

(п. 8 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265)

 

Вместе с тем с 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация лишь РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты (абз. 2 п. 8 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265).

 

Следует отметить, что претерпела изменения также и ст. 9 Закона № 265, определяющая перечень случаев, когда РРО и расчетные книжки не применяются.

Так, п. 1 ст. 9 Закона № 265 отныне не касается неприменения РРО при предоставлении услуг.

В ряды банковских услуг, при осуществлении которых применяется РРО, попали операции коммерческих агентов банков по приему наличности для дальнейшего ее перевода (п. 2 ст. 9 Закона № 265).

В связи с исключением п. 3 из ст. 9 Закона № 265 с 1 января 2015 года при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются в кассах уполномоченных банков, следует применять РРО.

 

Согласно п. 296.10 НКУ плательщикам единого налога ІІ и ІІІ (физическим лицам — предпринимателям) групп следует применять РРО. Указанное не касается тех плательщиков ІІ и ІІІ групп, которые занимаются деятельностью на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

Применение РРО плательщиками ІІ и ІІІ групп начинается:

– для плательщиков единого налога ІІІ группы – с 01 июля 2015 г.;

– для плательщиков единого налога ІІ группы – с 01 января 2016 г. (абз. 15 и 16 п. 110 р. І Закона № 71).

 

Плательщики единого налога І группы РРО не применяют.

 

Вместе с тем согласно п. 28 подразд. 10 р. ХХ «Переходные положения» НКУ плательщики единого налога ІІ и ІІІ (физические лица — предприниматели) групп, которые с 1 января 2015 года до 30 июня 2015 года включительно начали применять зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО, с даты начала применения РРО до 1 января 2017 года освобождаются от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО.

 

В связи с исключением п. 13 из ст. 9 Закона № 265 с 1 января 2015 года при осуществлении операций по продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции) необходимо применять РРО.

Разрешается до 1 января 2016 года использование электронных контрольно-кассовых аппаратов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, которые создают контрольную ленту в печатном виде и подают в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, которая содержится в их фискальной памяти, и при этом не подают электронных копий расчетных документов.

(абз. 3 п. 8 р. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265)

 

Видимо, очередным неприятным моментом для субъектов хозяйствования является замена РРО, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2015 года и передают только информацию об объеме расчетных операций.

 

 

 

 

 

 

Схожі публікації:

baner

Сектор з інформаційної діяльності та зв"язків з громадскістю

м. Павлоград, вул. Центральна, 98, каб.201, тел: (0563) 26-96-04

baner
baner
baner
baner